Искажения в написании личных сведений, дат в документе, удостоверяющем личность, – распространенная проблема, особенно в случаях, когда собственные имена длинные, необычные или имеют национальные особенности. Ошибка в паспорте может стать преградой при получении государственных услуг или верификации личности при оформлении финансовых документов.
Содержание

Что считается ошибкой в паспорте
Удаление или замена букв в имени, отчестве, фамилии – самая распространенная проблема при оформлении паспорта.
Путаница происходит, если:
- имя имеет почти полного «тезку» – Наталья–Наталия, Данил–Даниил и др.;
- отчество произносить удобнее по-другому – Рафильевич вместо Рафилевич и т. п.;
- Ф.И.О., трудные для произнесения (например, русскому человеку трудно правильно выговорить фамилию, имя или отчество собеседника азиатской национальности);
- в личных данных есть удвоенные буквы – Кашапов вместо Кашшапов и т. п.;
- сменилось название места рождения.
Ошибка нередко встречается:
- в дате рождения;
- в номере ранее полученного документа;
- в дате или месте регистрации по месту жительства;
- дате или месте регистрации брака.
Ошибкой также считается повреждение защиты бланка или искажение информации в процессе ламинирования удостоверения личности. Ответственность за качественное покрытие лежит на сотрудниках миграционной службы.
Исправление опечаток работником органов внутренних дел вручную не допускается, даже с удостоверением печатью. Паспорт с любыми посторонними записями, помарками становится недействительным.
«Е» вместо «Ё» в официальных документах
Отдельно нужно сказать о написании буквы «Е» вместо «Ё» в паспорте. Некомпетентные юристы заверяют, что замена буквы «Ё» на «Е» не является ошибкой в официальной бумаге, и государственные учреждения не должны отказывать в услугах, ссылаясь на недочет.
В обоснование своих доводов приводят:
- закон № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. № 714 «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации»;
- письмо Минобрнауки России от 01.10.2012 N ИР-829/08 «О правописании букв „Е“ и „Ё“ в официальных документах»;
- некое решение Верховного суда от 2009 г.
Но в законе нет прямого указания на приравнивание букв. Постановление содержит только ссылку на список словарей, справочников, которыми нужно руководствоваться при использовании русского современного языка.
Какого-либо решения или постановления Верховного суда от 2009 г. о равнозначности «Е» и «Ё» не существует. Есть письмо Федеральной нотариальной палаты от 15.02. 2013 N 279/06-06 о возможности приравнивания букв при реализации нотариальных действий.
В письме Министерства образования вообще четко прописано, что замена «Ё» и «Е» в именах собственных может повлечь неверное прочтение слова, соответственно, неправильную идентификацию личности. Поэтому если в паспорте в фамилии, имени или отчестве вместо «Ё» написана «Е», – это грубое нарушение, документ подлежит замене.
Когда ошибка не является поводом для замены
Некоторые неточности в удостоверении личности не требуют обязательной замены.
К ним относятся:
- штамп с верными сведениями, проставленный не на своей странице;
- отсутствует какой-либо штамп на страницах, следующих за главной.
Кто виноват в порче документа
Опечатки, в отличие от технических повреждений бланка при оформлении, появляются в результате невнимательности, халатности госслужащего или собственника официальной бумаги.
Заявитель виноват, если:
- неверно указал данные в анкете;
- неразборчиво заполнил заявление;
- в один из периодов получения/смены паспорта была указана некорректная информация, которую заявитель не заметил.
Вина ложится на работника паспортного стола, если он:
- не сверил сведения в анкете с оригиналом свидетельства о рождении, ранее выданным паспортом, свидетельством о браке, другими документами заявителя;
- сделал необоснованные отметки.
Проверку паспорта, подлежащего замене, проводит начальник территориального отдела по вопросам миграции. Именно он принимает решение о наличии/отсутствии вины своего подчиненного. От результата проверки зависит процедура и оплата замены документа.

Сроки для переоформления паспорта и штрафы
Точных сроков для смены паспорта с неверными отметками или опечаткой в личных данных, датах в законодательстве не установлено, т. к. ошибку можно заметить только при оформлении каких-либо государственных услуг. Время, когда неточность обнаружена, может повлиять на обязательность/необязательность оплаты госпошлины и правила процедуры.
Если ошибка найдена только при отказе в получении услуг, нужно незамедлительно обратиться за заменой документа. Изготовление может занять время, особенно если человек успел поменять адрес проживания или пребывания.
Если после обнаружения порчи прошло более месяца, это приравнивается к сознательному использованию недействительного удостоверения личности. Проступок грозит штрафом до 3 000 руб. в регионах, до 5 000 руб. в Москве и СПб.
Пошаговое руководство по замене документа
Процесс включает обращение в миграционный отдел с оригиналом испорченного паспорта. Деятельность государственного органа по переоформлению документа регулируется Административным регламентом МВД по предоставлению госуслуги по выдаче, замене паспортов гражданам РФ.
Основание для обращения
Процедура начинается с написания заявления об устранении ошибки в паспорте. Это будет основанием для замены удостоверения личности. После регистрации заявления ответственным сотрудником посетитель получает справку о приеме жалобы.
Работник паспортного стола фиксирует наличие брака (порчи, опечатки, внесение недопустимых отметок), отправляет заявление на проверку руководству ведомства. По факту проверки выносится письменное решение о выдаче нового паспорта или об отказе в прошении.
Куда обращаться
Заявление об исправлении ошибки можно подать непосредственно в территориальный отдел по вопросам миграции МВД. Это сократит время проверки и выдачи нового документа.
Место жительства/пребывания/регистрации не имеет значения. Подойти можно в любое приближенное к району проживания отделение МВД, в структуре которого есть служба по вопросам миграции населения.
За оказанием услуги в МВД можно обратиться через портал «Госуслуг». Через МФЦ «Мои документы» услуга не предоставляется.
Как подать заявление через «Госуслуги» (требуется подтвержденная учетная запись на платформе):
- На главной странице нажмите 3 черты в левом верхнем углу.
- Из выпавшего меню выберите пункт «Паспорта Регистрация» → «Паспорт гражданина РФ».
- Прочитайте информацию и нажмите «Начать».
- В новом окне выберите пункт «Ошибка в паспорте» → место, где хотите получить услугу.
- Прочитайте информацию и начните заполнять заявление.
- После внесения данных будут предложены отделы МВД и время для личного посещения.

Необходимые документы
После подачи заявления об обнаружении недействительной записи ведомство начинает работу по выявлению виновного в порче документа. Если ошибкой является техническое повреждение бланка и будет установлено, что брак произошел по вине сотрудника МВД, снова писать заявление на выдачу паспорта и предоставлять подтверждающие личность документы не нужно.
Если ошибка в неточности, опечатке (чья вина не имеет значения), нужно будет заполнить заявление на замену, оригинал паспорта, подлежащего замене, донести при наличии следующие документы:
- свидетельства о рождении (собственном или малолетних детей);
- свидетельство, подтверждающее заключение/расторжение брачных отношений;
- военный билет.
Нужна 1 фотография. В крупных подразделениях МВД предоставляют возможность сделать снимок на месте.
Если заявление подается:
- родителем/усыновителем от лица несовершеннолетнего гражданина, потребуется подтвердить законность отношений паспортом, свидетельством о рождении или усыновлении;
- опекуном – кроме документа, удостоверяющего личность, нужно постановление об установлении опекунства;
- представителем недееспособного/частично дееспособного человека – удостоверение личности, документ о полномочиях законного представителя.

Сроки предоставления услуги
На вынесение решения руководству органа по вопросам миграции дается 1 день с момента принятия заявления об устранении ошибки в паспорте. Датой приема электронного заявления считается получение уведомления с номером регистрации заявки в «Личный кабинет» на «Госуслугах».
Если проверка выявила факт порчи документа путем записи некорректных данных, клиента приглашают посетить ведомство для подачи заявления о замене.
После регистрации заявления на изготовление и выдачу нового документа ведомству отводится 5 дней.
Срок может увеличиться до 30 дней:
- если человек получал испорченный паспорт по другому месту жительства;
- если заявитель пропустил явку в государственный орган более чем на 3 дня.
Ведомство может не найти причин для удовлетворения заявки на смену паспорта. На уведомление клиента об отказе отводится 3 дня с момента вынесения решения.
Услуга считается исполненной, если владелец удостоверения личности собственной подписью заверит выдачу документа на бланке заявления о замене. Результатом также является проставление резолюции об отказе в ходатайстве.
Сколько стоит переоформление
В стоимость замены документа входит печать 2 фотографий и оплата госпошлины, если будет установлено, что виновник порчи паспорта – сам заявитель. Нужно заплатить в казну государства 300 руб.
Если проверка выявит халатное исполнение обязанностей сотрудником МВД, госпошлину вносить не потребуется. Оплата происходит только после проверки факта внесения некорректных сведений и установления виновного лица.
Чтобы избежать неприятной ситуации, когда в самый неподходящий момент обнаружится опечатка в паспорте, нужно внимательно заполнять анкету, проверять сведения в уже готовом документе в кабинете сотрудника миграционной службы. Своевременное выявление недочетов сократит время замены бланка.